Особенности дистанционного способа продажи товаров

Заказ и приобретение товаров из каталогов, проспектов, буклетов, телерекламы и интернет-магазинов — многие из нас знают о такой возможности и даже не раз пользовались подобным способом покупки интересующих товаров.

Его особенности урегулированы законодательством Российской Федерации, в частности статьей 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.

Правила продажи товаров дистанционным способом содержат требования о наличии общей необходимой информации о продавце и товарах, соответствующие требованиям, закрепленным в статьях 8 и 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также о наличии некоторой специальной информации, используемой только при данном способе торговли.

Главным и основным признаком такого способа продажи товаров является то, что потребитель не имеет возможности собственноручно, «вживую», ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцами товаров, а также осмотреть товар до приобретения. Ему лишь предоставляется возможность ознакомления с товаром при помощи коммуникационных средств связи, таких как телевидение, Интернет, каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления.

Можно сделать вывод, что при дистанционной покупке вы находитесь в худшем положении по сравнению с той ситуацией, когда могли бы рассмотреть товар и его образцы до приобретения и иметь возможность обнаружить существенные недостатки или брак.

При дистанционной продаже товара договор между потребителем и продавцом считается заключенным с того момента, когда продавец выдал кассовый чек, товарный чек или другой подтверждающий оплату товара документ, либо же с момента получения продавцом извещения от потребителя о намерении купить товар. После того, как вы заявили свое согласие о приобретении конкретного товара и продавцом подтверждено данное заявление, продавец не имеет право изменить условия заключенного договора (изменить цену либо условия приобретения данного товара). В случае изменения данных условий продавцом вы имеете право потребовать заключить договор на условиях, существовавших изначально, в связи с тем, что продавец осуществляет торговлю посредством публичного договора, то есть договора, который он обязан заключить с каждым, кто к нему обратится. Публичный договор заключается на основании публичной оферты — предложения, адресованного неопределенному кругу лиц и содержащему в себе все существенные условия договора.

Решив приобрести товар дистанционным способом, вы должны очень внимательно изучить предоставленную информацию о продавце, товаре и об условиях его приобретения.

В случае если товар, приобретенный дистанционным способом продажи, не оправдал ваши ожидания относительно его свойств (качества, цвета, фасона или иных признаков), его можно вернуть или обменять, соблюдая требования, предъявляемые Правилами продажи товаров дистанционным способом.

В соответствии со статьей 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пунктом 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, вы вправе отказаться от товара после его передачи в течение 7 дней. Если продавец не предоставил информацию о порядке и сроке возврата товара, вы имеете право отказаться от товара в течение 3 месяцев. Однако следует иметь в виду, что, в зависимости от ситуации, расходы на доставку товара обратно продавцу может нести покупатель.

В целом же на потребительские отношения, возникающие при дистанционном способе продажи товаров, распространяют свое действие общие нормы о розничной купле-продаже. Это означает, что потребитель может рассчитывать на защиту его нарушенных прав.

Учитывая особенности приобретения товаров дистанционным способом, советуем быть особо внимательными при изучении предоставляемой вам информации как о продавце и предлагаемом им товаре, так и о данном виде товаров в целом.