Компенсация морального вреда

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Моральную компенсацию можно требовать в случаях, когда проявляется недобросовестное отношение к вашим интересам и законным правам со стороны продавца, исполнителя услуг, подрядчиков и прочих лиц.
Под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания покупателя или потребителя, которые связаны с прямым нарушением законных интересов потребителя продавцом или исполнителем. Проявляться такие страдания могут в разнообразных формах, из которых основными являются:
– болевые ощущения временного характера;
– нервные потрясения, переживания, волнения, мучения;
– дискомфорт;
– постоянное или временное физическое или психическое заболевание.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» компенсацию за нанесение морального вреда может требовать: покупатель, как продовольственных, так и непродовольственных товаров; заказчик работ или услуг; лица, которые купили товар у первоначального покупателя и в период гарантии выявили заводские недостатки.
Компенсацию морального вреда может требовать лицо в следующих случаях:
– при неправомерном отказе от заключения договора;
– при нарушении сроков оказания работ или услуг;
– при выявлении в товаре дефектов или брака;
– при причинении вреда жизни, здоровью и имуществу, как самого покупателя, так и третьим лицам небезопасным товаром;
– при поломке, повреждении или гибели товара по вине потребителя, который не знал о правилах пользования товаром, так как продавец не предоставил данные правила покупателю либо предоставил, но не в полном объеме.
Для того чтобы получить компенсацию морального вреда, вам в первую очередь необходимо обратиться к продавцу (исполнителю) с письменной претензией, оформленной в свободной форме. Желательно убедительно обосновать сумму компенсации. Не стоит грубить продавцу (исполнителю), правильнее и эффективнее в такой ситуации общение в вежливой и учтивой манере.
Советуем вам не требовать слишком высокий размер компенсации морального вреда. Не лишним будет упомянуть о поддержании продавцом его высокого имиджа. Сообщите ему о желании решить проблему без обращения в Роспортебнадзор и суды. Таким образом моральный вред может быть возмещен без эскалации конфликта на административный уровень.
омните, что замена товара, устранение его недостатков или выполнение иных законных требований потребителя не лишает вас права на возмещение морального вреда, однако может повлиять на его размер.